УДК 637.5 (006.015.5): 338.436.32
Аксенова Елена Сергеевна,
эксперт-товаровед, канд. техн. наук, доцент,
доцент кафедры маркетинга и товароведения,
ФГБОУ ВО РГАТУ
akslenxab@rambler.ru;
Минат Валерий Николаевич,
канд. геогр. наук, доцент,
доцент кафедры экономики и менеджмента,
ФГБОУ ВО РГАТУ
minat.valera@yandex.ru
К вопросу об экспертизе качества поставляемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Аннотация. Практика применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» выявила в нем ряд сложных мест, которые вызывают наибольшее количество вопросов со стороны должностных лиц заказчиков, занятых в сфере закупок. В представленной статье внимание уделено экспертизе и отчетности по контракту, в том числе в части составления экспертного заключения по производству товароведческой экспертизы. Важным аспектом настоящего исследования является практический совет заказчику о том, как застраховать себя от поставки некачественного товара.
Ключевые слова: качество товаров, работ, услуг; закупка; контракт; внешняя экспертиза по контракту; экспертное заключение; гарантия качества; гарантийный срок.
Aksenova Elena Sergeevna
expert merchandiser
candidate of technical Sciences,
associate Professor of the Department of marketing and merchandizing
Doctor of RGATU, Ryazan, Russia
akslenxab@rambler.ru;
Minat Valery Nikolaevich,
cand. geogr. Sciences, associate Professor,
associate Professor of Economics and management,
Doctor of RGATU, Ryazan, Russia
minat.valera@yandex.ru
To the question about the examination of quality of goods, works,
services for state and municipal needs
Abstract. The practice of applying the Federal law of 05.04.2013 No. 44-FZ «On contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs» identified a number of complex areas that cause the greatest number of questions from the officials of customers involved in procurement. In this article attention is paid to the examination and reporting of the contract, including in part of preparation of the expert opinion on production of commodity expertise. An important aspect of this study is practical advice to the customer on how to protect yourself from the supply of defective goods.
Key words. quality of goods, works and services; procurement; contract; external examination of the contract; expert opinion; quality warranty; warranty period.
Исполнение контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — это не только поставка товара, оказание работ, выполнение услуг, но и их приемка, а также составление отчетности. Для того чтобы определить, соответствует ли результат заявленным требованиям, заказчиком в обязательном порядке, в соответствии с требованиями части 3 статьи 94 Закона №44 должна быть проведена экспертиза. Закон предусматривает два вида экспертиз: внешнюю и внутреннюю. Внешняя экспертиза проводится силами привлекаемых экспертов в случаях:
– отсутствия в штате заказчика квалифицированных специалистов, способных оценить результаты исполнения конкретного контракта;
– возникновения спорных ситуаций;
– отсутствия материально-технической базы, необходимой для качественной оценки результатов.
– для контрактов с единственным поставщиком, заключенных по ряду оснований из части 1 статьи 93.
Экспертиза проводится после поставки товара, выполнения работы или услуги. А вот срок, отведенный на это, законом не определен. Как правило, он указывается непосредственно в контракте.
Что касается оформления результатов экспертизы, то Закон № 44-ФЗ определяет их очень расплывчато. При проведении внутренней экспертизы можно вовсе не оформлять отдельного заключения – достаточно упомянуть в документе, подтверждающем приемку, что она была сделана и поставить подписи членов комиссии. По результатам внешней экспертизы обязательно должен быть отдельный документ, содержащий информацию о дате и месте проведения, цели и основании для проведения, методах исследования, а также результаты исследования, закрепленные подписью эксперта.
Целью закупок в большинстве случаев является приобретение заказчиком качественных товаров, работ или услуг. Однако если вопросы процедуры закупок достаточно детально регламентированы Законом N 44-ФЗ, то порядок действий заказчиков, направленных на противодействие исполнителям контрактов, нарушающим условия о качестве товаров, часто вызывает вопросы.
Таким образом, цель нашего исследования состоит в том, чтобы (на основе имеющегося опыта) предоставить заказчику обоснованные практические рекомендации по поводу экспертизы товаров в случае поставки товара ненадлежащего качества. Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
— определить, что считать качественным товаром, работой, услугой;
— рассмотреть порядок проведения внешней экспертизы;
— сформировать представление о надлежащей структуре и порядке исполнения и оформления экспертного заключения;
— привести рекомендации к определению требований в отношении объекта закупки, а также проекта контракта, направленные на недопущение некачественного исполнения контракта.
Рабочей гипотезой настоящего исследования является положение, согласно которому одним из элементов приёмки товара является проведение заказчиком экспертизы соответствия условиям контракта в отношении предоставленных поставщиком результатов (ч. 3 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
Для этого необходимо обосновать категорию качества товара, работы, услуги, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Качество товара, работ, услуг по государственному контракту – это их соответствие требованиям, установленных сторонами в контракте и в действующей нормативной документацией на данный объект; пригодность товара для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если закупка осуществляется у единственного контрагента, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 1, 4-6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 и 27 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, с целью определения надлежащего качества поставленного товара, Заказчик обязан привлекать экспертов к проведению независимой экспертизы.
Эксперты имеют право запрашивать у заказчика и контрагента дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом. Заключение эксперта должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приёмке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
В методическом плане нам необходимо сформировать представление о надлежащей структуре, порядке исполнения и оформления заключения. Для этого приведем конкретный пример.
На основании ст. 41, ст. 94 (п .4) Закона № 44-ФЗ, а также Заявления и Договора № 25/05 от 25.05.2015 года на выполнение независимой товароведческой экспертизы, заключенного между ООО «Х» в лице генерального директора С.А.И., действующей на основании на Устава, и ИП А.Е.С., действующей на основании Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, проведена независимая экспертиза на соответствие поставляемого мяса говядины требованиям контракта № ХХХХ от 01.04.2015 года, а также Спецификации к нему и требованиям ГОСТ 31797-2012. Перед экспертами встала задача идентификации фактически поставляемого мяса требованиям контракта № ХХХХ от 01.04.2015 года, Спецификации к нему, а также ГОСТ 31797-2012. В случае установления несоответствия перечислить их.
После того, как эксперты дали подписку, в которой определились в своих правах и обязанностях (ст. 85 ГК) и ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст. 307 УК РФ), определили перечень используемых источников правовой и иной регламентирующей информации, в экспертном заключении перечислены общие сведения. А именно:
1. Время и место производства экспертизы.
2. Дата, место, условия проведения осмотра объектов экспертизы:
– 26.05.2015 г. отбор выборки и объединенной пробы от товарной партии (мясо говядины бескостное, 1 сорт, лопаточная часть, замороженное – 683,45 кг) поступившей по товарной накладной Ск-06164 07.05.2015. Объединенная проба в количестве 18,5 кг опечатана и заложена на дефростацию в среднетемпературное холодильное оборудование.
– 28.05.2015 г. – информационная и качественная идентификация объекта исследования органолептическим методом.
3. Основание для производства экспертизы: ст. 41, ст. 94 (п. 4) Закона № 44-ФЗ; Договор № 25/05 от 25 мая 2015 года.
4. Предмет контракта № ХХХХ от 01.04.2015 года – поставка мяса говядины для нужд ГБУ РО «ОБК», согласно Спецификации. Количество, стоимость единицы товара определены в Спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта.
5. Методы исследования, используемые приборы и оборудование.
В ходе изучения контракта № ХХХХ от 01.04.2015 года на поставку мяса говядины и Спецификации к нему, установлено, что в Спецификации имеются следующие неточности, а именно:
– нормативный документ, регламентирующий требования к качеству поставляемого товара, имеет следующее наименование: ГОСТ 31797-2012 «Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия». В Спецификации указан ГОСТ Р 31797-2012 «Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия»;
– в действующем нормативном документе ГОСТ 31797-2012 отсутствует такое понятие, как лопаточная часть. Согласно п. 1, п. 4, п. 5.2. ГОСТ 31797-2012, мясо говядины разделывают на отрубы. Лопаточный отруб без голяшки состоит из трехглавой мышцы, предостной мышцы, заостной и дельтовидной мышцы, внутренней части и плечевой части.
Согласно информации, изложенной в научно-практической литературе, лопаточный отруб отделяют по следующим границам: передняя – по месту отделения шейного отруба, задняя – между 5-м и 6-м ребрами, нижняя – по линии, проходящей от верхней трети 1-го ребра через середину 5-го и нижней трети последнего ребра. В отруб входят: лопаточная кость, два шейных (6-й и 7-й) и четыре грудных позвонка и частично 5-й, с соответствующими им частями ребер. Путем обвалки и отделения костных тканей от лопаточного отруба получают мякоть или бескостное мясо (трехглавая мышца, предостная мышца, заостная и дельтовидная мышца, внутренняя часть, плечевая часть).
С целью проведения исследований от партии товара отобрана объединенная проба в количестве 18,5 кг, опечатана и заложена на дефростацию в среднетемпературное холодильное оборудование
28 мая 2015 года, после дефростации объекта, произведена его информационная, а затем и качественная идентификация органолептическим методом.
Информационная идентификация проводилась путем сопоставления реквизитов маркировки, регламентированных п .5.5.2. ГОСТ 31797-2012, с фактически заявленной информацией в маркировочном ярлыке, который был вложен под целлофановую пленку, используемую в качестве упаковочного материала для поставляемого товара.
После дефростации мяса, удаления с него упаковки и разворачивания, органолептическим методом идентифицирован лопаточный бескостный отруб говядины, состоящий из трехглавой мышцы, предостной мышцы, заостной и дельтовидной мышцы, внутренней части и плечевой части. Цвет поверхности мяса красный, запах – специфический, свойственный свежему мясу
На основании результатов исследования эксперты делают вывод о том, что фактически поставляемое мясо говядины соответствует заявленным требованиям контракта № ХХХХ от 01.04.2015 года, и Спецификации к нему, а также ГОСТ 31797-2012, и идентифицируется как лопаточный бескостный отруб говядины, состоящий из трехглавой мышцы, предостной мышцы, заостной и дельтовидной мышцы, внутренней части и плечевой части.
В дальнейшем при заключении контрактов на поставку мяса рекомендуется более конкретно оговаривать предмет контракта (наименование товара), используя терминологию действующего нормативного документа, при этом выделяя отдельные составляющие отрубов.
Результатами проведенного исследования стали некоторые рекомендации к определению требований в отношении объекта закупки, а также проекта контракта, направленные на недопущение некачественного его исполнения. Для этого, в текст проекта контракта целесообразно включать условия:
— поставляемый товар должен отвечать требованиям конкретного ГОСТа или иного нормативного документа, регламентирующего его качественный характеристики. На момент поставки товар должен быть новым, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства. Прописаны гарантийные сроки;
— указаны сроки выполнения требований заказчика в случае нарушения условия о качестве товара (например, сроки устранения недостатков, замены товара, возмещения затрат заказчика или возврата денег, уплаченных за товар). Если сроки устранения недостатков, замены товара не установлены контрактом, требование об устранении недостатков, замене товара должно быть исполнено поставщиком в разумный срок или в течение семи дней со дня предъявления требования.